Физкультурник
В конце предвоенного периода, с 1937 г., при входной группе Дворца культуры им. С.М. Кирова были установлены две утраченные ныне скульптуры. Получившие повреждения после варварской бомбардировки города люфтваффе в июне 1942 г., двухметровые изваяния остались лишь на немногочисленных фотографиях той эпохи, и сегодня не каждый старожил Мурманска вспомнит о них.

Фотография из собрания МОКМ
Статуи, установленные здесь, являлись классическими образцами советской монументальной пропаганды 1930-х гг., атлетические фигуры «физкультурников» не уступали по динамике композиции своим «собратьям» установленным в крупнейших городах СССР. Изваяния должны были напоминать жителям окружного центра о господствовавших идеалах «нового советского человека» ведущего здоровый образ жизни, оптимистичного и целеустремлённого. Слева от входа располагалась девушки «из мраморной крошки», застывшая с отведенной для броска мяча рукой, а справа юноша, готовый совершить решительный бросок, занеся руки с мячом за голову.
Между тем оригиналы статуй, копии которых прожили столь короткую «гипсовую» жизнь в Заполярье, были выполнены скульптором с всесоюзным именем – Арменаком Левоновичем Степаняном (Степанянцем).
Выпускник легендарного ВХУТЕМАСа (высших художественно-технических мастерских), ученик зачинателей советской монументальной скульптуры, он отразил в своем творчестве влияния их идей, сочетавших динамику, свойственную эпохе 1920-х – 1930-х гг. и специфическую пластику. Арменака Степаняна без излишнего пафоса, можно вполне объективно назвать одним из «отцов» советской парковой скульптуры, фигуры спортсменов и спортсменок, созданные им, разошлись по Советскому Союзу десятками копий. Не стал исключением и Мурманск.
П.А. Чунин
Преподавателями Арменака Левоновича с 1921 по 1926 гг. были: Борис Данилович Королёв – скульптор, стоявший у истоков советской скульптурной школы, и Иосиф Моисеевич Чайков, чьи работы отмечены особой экспрессивной динамикой композиции.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Борис Данилович Королёв — советский скульптор-монументалист, педагог и общественный деятель, стоявший у истоков формирования советской скульптурной школы. Один из главных организаторов деятельности по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. В своем творчестве сочетал реалистический метод с элементами импрессионизма и кубизма.
Иосиф Моисеевич Чайков — русский и советский скульптор, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), профессор, вел дипломников. Монументально-декоративные работы Чайкова отмечены динамикой композиции. Наиболее известна его композиция «Футболисты».
После окончания ВХУТЕМАСа Арменак Левонович остался в Москве. В 1927 году познакомился с Паавлом Дмитриевичем Кориным, обучался у него рисунку. Под его руководством на протяжении нескольких лет выполнял зарисовки с античных слепков в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. В частности, он копировал на большом картоне слепок «Лаокоона», стремясь добиться точной передачи формы. Отсюда происходит это уподобление работ художника античным образам, любование красотой человеческого тела.

Воспроизведено по: Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 9 февраля 1936 г., № 32 (3662). // Электронекрасовка.

3Д-модель (видео). 2025
Одновременно он работал в творческой мастерской Сергея Дмитриевича Меркурова в том числе в технике посмертной маски. Занимался формовкой вещей, переводом их из гипса в более прочные материалы. 14 апреля 1930 года вместе с Меркуровым снимал посмертную маску с Владимира Маяковского. Степанянц помогал Сергею Дмитриевичу в работе над образом В. И. Ленина. Опираясь на этот опыт, создал бюст Ленина, который был установлен в Краснопресненском райисполкоме Москвы
А.А. Чубарь
Но вернемся к Мурманску. Необходимо отметить, что в 1930-е гг. само здание Дворца культуры, являлось не просто местом проведения досуга и торжественных мероприятий, а выполняло важную идеологическую функцию – воспитания советских граждан в соответствии с установленными идеологическими ценностями. Демонстрировало безусловные достижения в сфере «культурного строительства» для жителей Мурманска, города, который в начале 1930-х гг. оставался преимущественно деревянным.

(открытки «Мурманск в старых фотографиях», А.Б. Глухов)
Фотография из фондов ГАМО
Проект Дворца был выполнен Николаем Александровичем Митуричем, воспитанником «ленинградской архитектурной школы», он учился у Петербургских мастеров – последователей неоклассицизма, а в начале 1920-х гг., увлекся свойственным эпохе конструктивизмом. Как верно отмечено в современной работе, посвященной судьбе архитектора «он построил более десятка зданий, до наших дней уцелело всего одно — бывший Театр имени Ленинского Комсомола».
На рубеже 1920-х – 1930-х гг., когда Николай Александрович возглавлял архитектурно-проектировочную мастерскую при Секторе капитального строительства Ленинградского областного совета профессиональных союзов, он спроектировал сразу 5 домов культуры (Охтинского порохового завода, Ульяновского порохового завода в Саблино, Союза совторгслужащих, «Полюстровский металлист» при заводе «Красный выборжец» и здание Мурманского ДК), причем 3 проекта были воплощены в жизнь.
К сожалению, эти здания утрачены к сегодняшнему дню по разным причинам, Мурманский же ДК, входивший в число реализованных проектов, фактически возведен вновь после окончания Великой Отечественной войны и о его прежнем конструктивистском облике напоминают лишь фотокарточки той поры. На этих снимках хорошо видно, что чуть спереди от большого полукруглого эркера над входом, как бы подпиравшегося консольными ребрами из бетона, напоминавшими колоннаду, и расположились в 1937 г. скульптуры Арменака Степаняна.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Опираясь на имеющиеся у нас сегодня документы той эпохи, мы можем удостовериться, насколько высок был приоритет строительства Дворца культуры для руководства Мурманского округа Ленинградской области. В условиях набиравшей темпы индустриализации, которая сопровождалась колоссальным перенапряжением сил советских граждан и сверхцентрализацией экономики, вопросы распределения ресурсов и материалов для возведения будущего ДК выходили на первый план. Так, Представительство Мурманского Окружного исполнительного комитета в г. Ленинграде, регулярно занималось поиском материалов и оборудования (начиная с десятков метров ткани бархата для занавеса и заканчивая киноаппаратами).
Интересно, что современники, жители того, довоенного Мурманска по-разному оценивали необходимость возведения Дворца культуры, который резко выделялся на фоне деревянной жилой застройки, окружавшей его в момент открытия в 1932 г. В Оперполитсводке от 7 ноября 1932 г., направленной в адрес партийного руководства округа, отмечалось, как реагировали на открытие ДК рабочие и служащие.
К примеру, среди рабочих фабрики Филе были зафиксированы и такие разговоры: «Построили Дом культуры, убили массу средств, чем делать такие дома, подумали бы об общежитиях для рабочих». На фоне мощного демографического притока, который переживал город в начале 1930-х гг. и напряженной ситуации с жилым фондом, такое высказывание, брошенное в рабочим в кругу коллег, было вполне объяснимо.
Но все же большая часть жителей реагировала на открытие нового дворца культуры положительно. Вот характерная цитата рабочего из той же сводки: «это действительные достижения, за такой короткий срок отгрохали такой Дом Культуры, если теперь показаться в наш клуб строителей, так он против Дома Культуры конюшней и сараем представляется».
Однако, может возникнуть вопрос – почему же статуи «физкультурника» и «физкультурницы» были установлены спустя 5 лет после официального открытия Дворца Культуры? Вероятно, это связано с продолжавшимися на протяжении последующих лет работами по окончательному обустройству здания. Предстояло закончить работы по внутренней и наружной штукатурке, внешней окраске стен, доработке лестничных маршей, покрытию полов, обустройству вентиляции и парового отопления и это далеко не полный перечень необходимого… Лишь к 1934 г., здание смогло полностью выполнять функции нового в социальном отношении, пространства для рабочих.
Интересно, что архитектору, Николаю Митуричу, была близка тематика активного образа жизни, культуризма, в его профессии и за её пределами. До революции 1917 г. он уже ходил юнгой на паруснике, состоял в студенческом яхт-клубе, а после революции вступил в яхт-клуб Наркомпроса и занимался яхтенным спортом. В конце 1920-х гг., он разрабатывал проекты спортклубов, водных станций, а спроектированную им спортивную площадку для Дома культуры на Пороховых включили в сборник образцовых новых физкультурных сооружений. Тем самым, скульптуры Арменака Степаняна, украсившие входную группу Дворца культуры, стали завершающим архитектурным элементом, логично дополнившими возможный замысел архитектора. Они являлись подлинными символами своей эпохи, как и изначальный фасад здания, не сохранившимися до наших дней.
П.А. Чунин
Удивительным открытием для нас были снимки Дома отдыха рыбаков Севера в посёлке Мурмаши в 1947 г., на которых запечатлены такие же скульптуры! В 1937 го. газета «Полярная правда» писала, что фигуры у Дома Культуры в Мурманске были изготовлены из мраморной крошки, а в Мурмашах белизна скульптур говорит скорее о гипсово-цементном составе!

Воспроизведено по: группа «Старый Мурман»

Воспроизведено по: группа ВК «Тайная карта Мурманска»
Разумеется, гипсовые фигуры спортсменов вызывали у жителей заполярной столицы не только законную гордость, но и улыбку. Мол, как им бедным, полуголым не холодно зимой. Но само их появление свидетельствует о том, что благоустройству города и скульптурному оформлению Дома культуры уделялось тогда большое внимание.

Фотография: Малейкович В.А.
Из фондов ГАМО
Как это все выглядело в повседневной жизни, можно представить, рассмотрев снимок из фондов Государственного архива Мурманской области. Он сделан в 1939 г., на нем – центральный вход в ДК.
К.А. Бобров, Е.К.Боброва
Источники
- Малич К.А. Николай Митурич, ленинградский архитектор. Спб, 2020. 118 с.
- Зверинцев С.П. Физкультурные сооружения, 1935. 359 с.
- Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф. П-2. Оп. 1. Д. 430. Л. 48.
- ГАМО. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 430. Л. 50.
- ГАМО. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 6. Л. 55.
- Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 9 февраля 1936 г., № 32 (3662). // Электронекрасовка. [Электронный ресурс] URL: https://electro.nekrasovka.ru/books/6159713/pages/3
- Ермолаев Д. Неизвестные монументы забытого Мурманска. В стиле девушки с веслом // Мурманский вестник. 2016 год. [Электронный ресурс] URL: https://www.mvestnik.ru/our-home/pid201607288l/
- Скульптурное оформление Дома Культуры // Полярная правда. – 1937. – 27 авг. – С. 4. [Электронный ресурс] URL: http://kolanord.ru/html_public/periodika/Polyar-pravda/Pol-pravda_1937_avg/92/index.html
- Боброва Е. Скульптуры «Физкультурники» Арменака Степаньяна на крыльце Дома Культуры им. Кирова. / Тайная карта Мурманска. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/@secret_map_of_murmansk-skulptury-fizkulturnikov-armenaka-stepanyanca-na-krylce-doma