Гребец
Расцвет одиночных фигур и групповых композиций, изготовленных из гипса, точнее, в соответствии с технологией своего времени, из гипсо-цементной смеси, пришелся на 50-е – 60-е годы минувшего века: на эпоху хрущевской «оттепели» и начало периода «застоя». В ту пору по всему СССР шла кампания по устранению «излишеств» в строительстве и архитектуре, активно внедрялись в жизнь типовые проекты, типовые стройконструкции и… такие же типовые монументы.

Воспроизведено по: группа «Мурманск в старых фотографиях»

Мурманск в этом смысле не был исключением. С момента открытия в 1960 году Центрального стадиона и до конца 80-х в клумбах у входа со стороны нынешнего «Дворца спорта» стояли скульптуры физкультурников: «Лыжница» и «Гребец». Эти фигуры часто мелькают на ретро снимках – стоит лишь приглядеться! Сегодня на тех газонах, где 30 лет были скульптуры, стоят контейнеры и прочие строения!
К.А. Бобров, Е.К. Боброва

3Д-модель (видео). 2025
Скульптура «гребца» заняла свое место в пантеоне мурманских «гипсовых часовых» не раньше лета 1957 г., расположившись с внутренней стороны ворот стадиона «Труд». Так как 19 июля того же года, состоялось торжественное открытие современной спортивной арены. В настоящее время её официальное название «Центральный стадион профсоюзов», но ограда и ворота, выходящие к Площади спорта, не утратили своего облика, а сохранившиеся в личных коллекциях жителей фотографии, позволяют довольно точно определить место установки статуи.
Наверняка, каждый житель Мурманска знает, что с первых лет рождения города и вплоть до послевоенного времени, место, где расположился стадион оставалось фактически незастроенным. Территория, которую уже не одно десятилетие занимают трибуны, до середины 1950-х гг. представляла из себя овраг, частично возникший из-за естественных причин (русло ручья, протекавшего здесь в момент основания города) и деятельности человека (использование грунта и песка для строительных нужд). Неудивительно, что сформировавшийся рельеф создавал возможность обустройства подобного объекта. Как и любой другой крупный стадион, тем более обустроенный в областном центре, в соответствии с утвердившейся советской архитектурной традицией, «Труд» не мог обойтись без фигур спортсменов и спортсменок.
Фигура мурманского «гребца», полностью отвечала требованиям времени. Гипсовый юноша был одет в спортивную майку и облачен в шорты, не доходящие до колена. Правой рукой он опирался на двойное весло байдарки, причем верхняя часть весла была слегка наклонена вперёд от вероятного места соединения.
П.А. Чунин

Воспроизведено по: https://vk.com/photo-158829738_456243470

Воспроизведено по: Добролюбов П.В. Незабытые имена. Михаил Белашов и Георгий Кранц // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова. Пространство культуры». 18(6) Декабрь 2022 г. [Электронный ресурс].
Хоть Дмитрий Ермолаев (сотрудник Государственного архива Мурманской области) и писал, что появление в Мурманске скульптуры «гребца» слегка отдавало сюрреализмом, ибо гребля никак не входила в число местных спортивных приоритетов из-за сурового климата, однако, марширующие спортсмены с веслами и колонна гребцов в байдарках на снимках парада физкультурников Мурманска в 1935 году – говорят об обратном!
Если присмотреться, эта скульптура уникальна. Единственная копия была обнаружена нами на ретро снимках в г.Рыбинске. Мало того, что это юноша, а не девушка (самый популярный советский образ), но и весло не классическое распашное, а байдарочное (двустороннее). Вероятно, этот вид спорта в то время в Мурманске хотели развивать, а почему бы и нет?
К.А. Бобров, Е.К.Боброва
Парад физкультурников – экзотика на Севере по мнению многих, а они все же проводились. Но была ли девушка с веслом в г. Мурманске? Вспомним, как выглядел этот в чем-то скандальный, а от того, возможно, и очень популярный памятник.

Коллаж – К.А. Бобров
Статуя олицетворяла молодость, силу, красоту. «Родилась» она в мастерской Исаака Рабиновича в 1931 году. Затем ее усовершенствовал скульптор Иван Шадр: именно его «девушка» до сих пор считается эталонной, по стране широко разошлись копии работ.
Со временем эта фигура превратилась в нарицательный символ эпохи. Ее именем обозначали все садово-парковые монументы спортивного стиля. «Девушка с веслом», как это написано у Дмитрия Анатольевича в статье – это обобщающее название всех подобных скульптур из недолговечного материала.

Идут в музей. 2006
Холст, масло
Из собрания МОХМ
На картине художника Владимира Кумашова «Идут в музей» мы видим своеобразный сплав образов, когда-то украшающих г. Мурманск. Слева северная «Девушка с веслом», укутанная в теплую одежду, справа – «Пионер с горном». Известно, что салютующие пионеры располагались там, где сейчас памятник им. А. Бредова, была горнистка и в фойе Дома культуры. Необычно и сочетание выбранных художником фигур. Весло, кстати, именно лодочное, и оно находится в руках именно девушки-физкультурницы, гребчихи, а не юноши. Быть может, образ этот навеян памятниками входной группы стадиона «Труд»?

Новый дом. 2007
Холст, масло
Из собрания семьи художника
Еще одно полотно того же художника представляет собой достаточно емкое и интересное высказывание по поводу общей ситуации в нашей стране в конце ХХ века. Картина «Новый дом» (2007) демонстрирует то, что окружало людей в 90-е гг.: разруха, символы Советской счастливой действительности сняты с пьедесталов, сброшены, люди выносят из домов остатки нажитого – все это на фоне белой башни с арками и скульптурой, напоминающей своей ступенчатой структурой Вавилон. Своеобразная «Башня из слоновой кости». Эта метафора, обозначает изолированную, оторванную от реальности жизнь, где человек или группа людей погружены в свои увлечения, особенно интеллектуальные, и отстраняются от практических забот и повседневных проблем мира. Действительно, внимательно присмотревшись, можно заметить играющих на дороге, ведущей от зрителя к белоснежному строению, детей. Они запускают кораблики прямо в луже среди всей этой неразберихи. Они продолжают мечтать, не смотря на тяжелые времена, и это – образ человека будущего.
А.А. Чубарь
Источники
- Боброва Е. Скульптуры «Лыжница» и «Гребец» на Центральном стадионе. / Тайная карта Мурманска. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/@secret_map_of_murmansk-skulptury-lyzhnicy-i-grebca-na-centralnom-stadione
- Ермолаев Д. Неизвестные монументы забытого Мурманска. В стиле девушки с веслом. // Мурманский вестник. 2016 год. [Электронный ресурс] URL: https://www.mvestnik.ru/our-home/pid201607288l/
- Боброва Е. Скульптуры «Салютующих пионеров» возле Центрального стадиона. / Тайная карта Мурманска. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/@secret_map_of_murmansk-skulptury-salutuuschih-pionerov-vozle-centralnogo-stadiona