Слава пионерам космоса
Расцвет одиночных фигур и групповых композиций, изготовленных из гипса, точнее, в соответствии с технологией своего времени, из гипсо-цементной смеси, пришелся на 50-е–60-е годы минувшего века: на эпоху хрущевской «оттепели» и начало периода «застоя». В ту пору по всему СССР шла кампания по устранению «излишеств» в строительстве и архитектуре, активно внедрялись в жизнь типовые проекты, типовые стройконструкции и… такие же типовые монументы.
Мурманск в этом смысле не был исключением. Самая заметная гипсовая скульптура заполярной столицы находилась на Привокзальной площади. 4 октября 1957 года Советский Союз вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли. Мир вступил в космическую эру. Мурманчане по-своему отметили этот факт, воздвигнув неподалеку от железнодорожного вокзала памятник покорителям космоса.

Неизвестный автор
Гипс, цемент
Высота около 250 см
Гипсовая скульптура неизвестного автора была выполнена в виде человека, держащего в одной руке спутник, а в другой – верхний конец ленты с надписью «Слава пионерам космоса». Подобное творческое решение – мужчина, поднимающий над собой космический аппарат – было самым настоящим шаблоном. Похожие, хоть и различающиеся в деталях изваяния стояли в ту пору во многих уголках социалистической сверхдержавы. Кое-где: в Москве, Монино, Самаре – стоят до сих пор.
Мурманская статуя соответствовала высоким античным образцам в том смысле, что одежды на ней был абсолютный минимум. И это порой рождало у жителей заполярной столицы ехидные замечания в стиле «голыми ходить будем, но космос освоим». Однако в целом скульптура пришлась горожанам по душе. Она стала свидетельницей как минимум двух исторических для нашего края событий: приезда первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в 1962 году и визита кубинского лидера Фиделя Кастро в 1963-м.

1963 г. Митинг в честь приезда Фиделя Кастро.
Фотография из фондов ГАМО.
Особенно потрясают воображение фотографии, сделанные 27 апреля 1963-го во время митинга в честь приезда Фиделя. Привокзальная площадь битком забита народом. Буквально яблоку негде упасть. Мурманчане высовываются из окон, толпятся на балконах, приветствуя высокого гостя с Острова Свободы. А над волнующимся людским морем невозмутимо высится и, видимо, по-своему приветствует Фиделя гипсовый человек со спутником в руке.
В общем, памятник покорителям космоса вполне органично вписывался в окружающий пейзаж, встречая и провожая в путь-дорогу мурманчан и гостей города. Когда во второй половине 60-х монумент убрали, Привокзальная площадь, по-моему, утратила некую изюминку, потеряла часть своего очарования.

У кинотеатра «Северное сияние». Фотография. Конец 1960-х гг.
Воспроизведено по «Мурманск в старых фотографиях»
С памятником покорителям космоса связан и еще один любопытный факт. Со своего прежнего места он исчез вовсе не бесследно. Городские власти тех лет не утилизировали монумент, а сочли необходимым сменить ему прописку. Из центра Мурманска скульптура переехала на Жилстрой и «поселилась» у входа в кинотеатр «Северное сияние». Там, встречая и провожая кинозрителей, она «прожила» до конца 70-х, после чего пропала уже окончательно. От эпохи покорения космоса в нашем регионе осталась еще одна гипсовая статуя – в Кандалакше. Еще один экземпляр существовал в г. Рыбинске. Но это уже другая история.

Фотография (1973-1975 гг.).
Воспроизведено по: Ссылка на источник
Памятник «Пионерам космоса» можно обнаружить у входа в кинотеатр «Северное сияние» и на картине знаменитого мурманского художника Владимира Кумашова:

Идут в кино. 1989-1990
Холст, масло
Из собрания МОХМ
Чтобы раскрыть более полно тему рецепций исчезнувших скульптур г. Мурманска в творчестве В. А. Кумашова и культурной памяти города было проведено интервьюирование Надежды Егоровны Кумашовой, вот каким воспоминанием она поделилась:
«В дни нашей далекой молодости мы жили на Жилстрое и часто ходили в кинотеатр «Северное сияние», где посмотрели много разных фильмов. Картина «Идут в кино» (1989 год создания) — это период так называемого «застоя», когда мы запускали ракеты в космос (на картине справа — мужская фигура со спутником в руках), а в быту жили в условиях тотального дефицита, когда в магазинах были постоянные очереди, а приличную одежду и обувь можно было только «достать по блату» через каких-то знакомых или с переплатой через третьи руки. И эта скульптурное изображение на картине – яркая иллюстрация того периода».
Мария Манторова